Бизнес-культура коворкингов:
новые форматы и тренды
5 сентября
5 сентября, 9:00–14:00 | Большой зал МТПП

Бизнес-культура коворкингов:
новые форматы и тренды

Рынок коворкингов и смарт-офисов развивается стремительными темпами. Коворкинги сегодня не просто центр, где можно арендовать рабочее место, это возможность делового партнерства под крышей одного офиса. Развитие новых форматов, создание универсальных рабочих мест, предоставление сопутствующих сервисов и услуг вызывают активный интерес не только у представителей малого и среднего бизнеса, но и у городских властей. Смогут ли коворкинги вытеснить классическую аренду? Какие сервисы самые популярные в коворкинге? С какими вызовами сталкивается бизнес альтернативных офисных пространств?

Среди тем:
  • Коворкинг на рынке недвижимости: состояние и перспективы развития в России
  • Юридические аспекты в организации коворкингов
  • Бесплатные рабочие пространства – новые возможности для бизнеса. Опыт Москвы
  • Комьюнити главный фактор успеха коворкинга?
  • Коворкинги как питательная среда для коммерческой недвижимости: новая форма генерации клиентских потоков
  • Офис будущего: каким должно быть идеальное рабочее пространство?

О гильдии

Основной задачей Гильдии является реализация проекта по поддержке начинающих предпринимателей на базе коворкингов. Помимо установления низкой стоимости аренды рабочего места и предоставления широкого спектра сопутствующих офисных услуг, предлагается оказывать помощь начинающим бизнесмена в оформлении различных документов, поиске контрагентов и компаний, которым можно доверить выполнять ряд функций на аутсорсинге.

Пост-релиз

Для развития гибких рабочих пространств для малого, среднего и микробизнеса необходима соответствующая инфраструктура. Об этом в ходе Международного инвестиционного форума по недвижимости рассказал председатель Гильдии операторов офисного пространства при Московской торгово-промышленной палате Максим Новиков. Рестораны в зданиях коворкингов — это не та инфраструктура, которая в первую очередь необходима предпринимателю для работы. «Если клиент коворкинга бизнесмен, то у него должен быть доступ к инфраструктуре для предпринимателей, — посчитал председатель гильдии. — Это должен быть не кофейный аппарат, а юротдел, бухгалтерия которые позволяет ему максимально безболезненно и быстро начать свою деятельность». В числе других наиболее актуальных проблем коворкингов — то, что многие операторы гибких офисных пространств не готовы «развивать новые направления в отрасли».

Речь, по словам Новикова, идет в первую очередь о проекте гильдии по внедрению социальных коворкингов, рассчитанных на начинающих предпринимателей. «Такие бизнесмены могут быть не готовы вкладывать деньги в офис, в дорогой коворкинг, — рассказал представитель МТПП. — А у нас они смогут арендовать рабочее место всего за 6,5 тыс. руб». В рамках проекта социального коворкинга начинающим предпринимателям предоставят и всю необходимую для начала работы помощь. Также крайне важно развивать гибкие офисные пространства, расположенные в спальных районах, подчеркнул Новиков. «Одно из направлений нашей работы — развитие коворкингов как раз в таких районах, где плохо развита транспортная инфраструктура, — сообщил он. — Человек сможет не ехать в центре, а найти один из наших коворкингов в шаговой доступности».

Участники сессии поднимали и другие темы, связанные с развитием коворкингов в Москве. Директор по развитию сети рабочих пространств «Ключ» Давид Биниашвили рассказал о современном состоянии рынка коворкингов. «Бывает такое, что собственники покупают у нас актив, а мы помогаем его окупать, зарабатывать на нем, — сказал он. — И сроки окупаемости активов составляют всего 5−7 лет, в то время как в классической аренде это 8−10 лет». Ежегодные показатели роста рынка коворкингов — порядка 30−40%, добавил Биниашвили. Бурный рост гибких офисных пространств связан, помимо прочего, и с демографическим фактором, подчеркнула президент Национальной Ассоциации операторов сервисных офисов и коворкингов Татьяна Шараева. «Нам на смену приходит поколение Z, и после 2020 года оно будет представлять 30% всего работающего населения Земли, а к 2025 — 50%, — рассказала она. — Основной посыл поколения Z — это отказ от владения, это шеринговая экономика». Именно поэтому развиваются сервисы каршеринга, шеринга офисных пространств и другие подобные услуги, уверена эксперт. «В ближайшие годы компании будут требовать наличия такого сервиса — коворкинга — в здании или будут туда переезжать», — убеждена Шараева.

Наибольшие затраты при работе с коворкингами в связи с изменением рынка несут большие корпорации, потому что они арендуют офисные пространства премиального класса. Об этом участникам дискуссии сообщил руководитель направления по работе с корпоративными клиентами Cushman&Wakefield Дмитрий Венчковский. При этом у небольших компаний затраты минимальны: они, как правило, пытаются модернизировать те площади, которые у них уже есть и не гонятся за премиальным сегментом.

В обсуждении также приняли участие руководитель направления развития бизнеса ГК «Гинт-М» Анастасия Кузьмина, основатель Ceo Spaces Гурген Шекоян и руководитель сети коворкингов GrowUp Константин Королев.

Онлайн-трансляция. Бизнес-культура коворкингов: новые форматы и тренды
Бизнес-новость. В МТПП прошла конференция «Бизнес-культура коворкингов»
Профиль. Агнесса Осипова, член правления МТПП, президент АО «БРПИ» «Баскин Роббинс»